Наталия
Перевезенцева
ШОССЕ
1.
По шоссе со скоростью сто двадцать.
Как морочит быстрая езда.
Белой ночью взвиться, оторваться,
улететь, — но чтобы навсегда.
Ни больниц, ни костылей, ни плача
родственников — только светлый май,
полоса песка, залив… Иначе —
жми на тормоз, скорость уменьшай.
2.
Это будет в Оллиле, в Териоках,
По дороге к Вийпури или возле.
«Я тебя любила», — скажу жестоко,
ты же, не расслышав: «Какой воздух!».
Я опять о том же: что все проходит,
были ты и я, а теперь — розно.
Жизни половина уже на исходе,
будет ли вторая — спрашивать поздно.
А еще добавлю, что прошлое, верно,
как волна залива — мелко и гладко…
Ты закуришь «Приму» (немного нервно),
но спокойно скажешь, что все в порядке.
3.
Все это длилось, как волна залива,
который не кончается с волною,
который остается молчаливым
свидетелем — тогда, как мы с тобою —
участники, то бишь, — комедианты,
то бишь — ученики в актерской школе.
Нас разделяет только медиана
шоссе, — а мы два катета, не боле.
И не к добру мы вышли из машины,
и ты остался, я — пошла к заливу.
Убогий пляж, его песок мышиный…
Хотелось быть одной — и быть счастливой.
4.
Когда произношу не «я» и «ты», а «мы» —
сопротивление должна
преодолеть белесой мокрой тьмы,
той, из которой Венус рождена.
Не говорите: Кипр, дельфинов стая
и колесница-раковина… Вот
она из наших мелких волн встает нагая
и ежится, и к берегу идет.
Ее голубки — чайки, пляж песчаный
ей первым ложем будет, а гранит
ее от ветра первым заслонит.
И хмурое балтийское молчанье
музыкой будет… Верно, потому
я не могу произнести свободно,
что «мы с тобой» — и призываю тьму
первоначальную… А дальше — будь, что будет,
что Венус повелит,
и как гранит,
песок и волны нас с тобой рассудят.
5.
Твое возвращенье домой,
вдоль залива пустое шоссе.
Очнись: я не еду с тобой,
как это дозволено всем.
Я знаю, что я одна,
что мне не зачтутся в плюс
берег, песок, сосна,
гранит… И я не боюсь.
6.
Но я тебя любила… Так любить
сто тысяч родственников или боле — вряд ли
смогли бы… Нет, не то… Порвалась нить
повествованья, то есть ход спектакля.
Ты говоришь, что Дания — тюрьма.
Поверь, есть страны хуже, а свобода
оковами такими может стать,
что Тауэр покажется полянкой
на берегу реки… Уснуть, понять
и ополчиться проще год от года
на эту сладость, эту благодать,
которую зовете вы: свобода.
Когда-то были васильки
над светлою рекой.
Из них сплетали мы венки
Аой, аой!
Впадает в море та река,
И не найду я василька
В песочке под сосной
Аой, аой!
Безумье поражает исподволь.
Сначала кажется понятным,
что все слова и даже исповедь
легко переиграть обратно.
Потом является умение,
чужие страсти отшелушивать.
А дальше — легкое презрение
и вежливое равнодушие.
Тогда шоссе ведет вдоль берега
и сосны силуэтом явлены.
И кажется, что все отмерено,
поверено и предоставлено.
Этот веночек тебе не носить,
не по тебе честь.
Я бы не стала его плести
из того, что растет здесь.
Иглы царапают, нет сил,
а ветки так трудно гнуть.
Но тот, кто венок у меня попросил
вернется когда-нибудь.
7.
По Приморскому шоссе белой ночью,
возвращаясь из гостей в воскресенье,
я увидела ее на обочине,
а, увидев, поняла: нет спасенья.
И не то, чтобы виновна, что выбором
я ошиблась — между Овном и Рыбами,
просто этой майской ночью под Выборгом
показался окончательным выбор.
Я увидела ее на мгновение,
различила тень веночка соснового
и еще раз поняла — нет спасения,
поворота не предвидится нового.
Васильков не соберешь
холодным маем.
От судьбы не уйдешь,
просто будет другая.
Та, что колючий венок плела,
отправилась в долгий путь.
Не говори, что она умерла,
просто забудь.
в сундук